Лучшее - детям. Знак качества
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение
Центр образования "Эврика"
  • :
  • :
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, упирается рука в деревянные бока...

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, упирается рука в деревянные бока...

Дата проведения:
27 января 2020 г.
Место проведения:
ЦО "Эврика"

Когда-то давным-давно наши прапра (и ещё много раз пра-) дедушки и такие же бабушки посещали ярмарки. Иногда ярмарка приезжала сама, а порой приходилось на неё ехать – и даже не один день! А в нашем полном чудес XXI веке ярмарка может приехать к тебе сама – особенно если ты эвриканец-детсадовец. Поэтому 27 января в гости на Топоркова прибыла экспозиция Камчатского художественного музея «Русская ярмарка».

Сначала малыши насладились презентацией о русских народных промыслах и узнали, как они называются и чем отличаются друг от друга.

Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в одноимённом селе Хохлома. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Пётр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счёт табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры. Позже картинки заменили росписью: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.

Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком.

Мстёрские художники избегали чёрного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился их собственный уникальный стиль.

Иван Голиков, потомственный иконописец, реставратор, театральный художник из подмосковного посёлка Палех, увидел в Кустарном музее шкатулки из Федоскина и написал свою миниатюру — она заинтересовала специалистов. И уже в 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже.

МезЕнская роспись по дереву (или палащельская роспись) — тип росписи домашней утвари, сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Практически все предметы созданы в конце XIX и начале XX века. Они густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный (сажа) и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы и кресты.

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Ознакомившись с теоретической базой, эвриканята узрели экспозицию русских народных промыслов. Здесь была и гжельская посуда, и лаковые шкатулки из папье-маше из Палеха, Федоскина, Холуя и Мстёры. Жостовские подносы, хохломская деревянная посуда, разделочные доски с мезенской росписью, павлово-посадские платки, полх-майданские и семёновские матрёшки, каргопольские и дымковские игрушки.

Отдельного внимания эвриканят удостоились хорошо известные каждому россиянину богородские игрушки – те самые, где мужик с медведем по очереди стучат молотками по наковальне или косолапый звонит в колокола.

Особенно запал в эвриканские души тот факт, что расписные лаковые шкатулки все оказались красными внутри. А почему? Да как раз потому, что издревле на Руси слово «красный» значило «красивый»: оттуда же и красно солнышко, и красна девица…

Богатой на эмоции и знания стала эта прекрасная встреча. Ведь палитра нашего народного творчества вошла в гармонию с яркими светлыми красками детских эмоций. Спасибо вам, наши дорогие друзья из Камчатского художественного музея!

10:39
69

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...