Лучшее - детям. Знак качества
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение
Центр образования "Эврика"
  • :
  • :

Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от:

ü возрастной группы;

ü музыкальной подготовленности детей;

ü конкретных задач музыкального занятия.

Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима.

Воспитатель:

ü показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем;

ü исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,

ü осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала.

Воспитатель должен уметь:

ü петь песни вместе с детьми;

ü показывать любое упражнение, игру или движения танца;

ü знать музыку для слушания из детского репертуара.

Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия: если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют музыкально-ритмические движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как только он может донести до детей особенности восприятия и разучивания музыкальных произведений, однако это ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

ü воспитатель сидит за занятием с безучастным видом;

ü воспитатель перебивает исполнение музыкального руководителя и детей;

ü воспитатель дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);

ü нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

ü от возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми;

ü от раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании музыки;

ü от программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1.Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2.Следит за дисциплиной;

3.Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1.Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2.В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3.Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4.Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5.При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6.Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

1.Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2.Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —

упражнения на развитие творческой активности детей);

3.Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4.Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

или пляски;

5.Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6.Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7.Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль воспитателя на праздниках и развлечениях

Воспитатель – активный организатор и участник праздника!

Воспитатели групп не только знакомятся со сценарием праздника, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займется подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения и т.д.

  • ü На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. Одежду приносят заранее. Воспитатель проверяет пуговицы, резинки, обувь, чтобы ничего не оторвалось в зале;
  • ü Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты;
  • ü Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении;
  • ü На празднике задействовать по возможности всех детей: постараться, чтобы каждый исполнил или роль, или стихотворение, был задействован в танцах, играх, оркестре;
  • ü Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации;
  • ü Перед началом праздника проверить еще раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей;
  • ü На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям;
  • ü Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
  • ü Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними;
  • ü По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников,
    когда дети фотографируются с Дедом Морозом);
  • ü Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Самой ответственной на празднике является роль ведущего.

Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.

Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, загадки, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике.

Так как на празднике собирается большая аудитория (родители, гости, сотрудники), ведущий должен тщательно подготовиться: внимательно прочесть сценарий, выучить ход действия праздника, стихи, приготовить подсказку (эстетично оформленную). Тогда мероприятие пройдет без лишних пауз, на одном дыхании.

В младшей группе ведущий постоянно руководит не только действиями малышей, но и их восприятием, фиксирует детское внимание на появлении новых персонажей, позволяет хорошо рассмотреть их, затем приступает к действиям: вместе поет, танцует, играет, что вызывает у малышей уверенность в действиях.

В средней группе у ребят появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях, причем это может быть не только чтение стихотворений, но и показ несложных инсценировок, маленьких танцев, исполнение на музыкальных инструментах и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста во многом самостоятельны, у них уже есть опыт поведения на праздниках, однако и им необходима помощь взрослого. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Ведущий на празднике:

  • должен держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо, выразительно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике;
  • если возникают непредвиденные обстоятельства (пропустили музыкальный номер, не вовремя вышел персонаж) нужно быть готовым обыграть ситуацию, пошутить, загадать загадку, ведь зрители не знают сценария;
  • в конце утренника еще раз поздравить с праздником и организованно вывести детей из зала;
  • воспитатель, не занятый ни в каких ролях, также находится с детьми на празднике. Он должен знать весь праздничный репертуар и участвовать детских выступлениях, помогать в подготовке к сценкам;
  • взрослые – персонажи участвуют в играх, танцах, хороводах. Заранее берут костюмы, чтобы почистить, подшить, добавить детали;
  • после утренников на педсовете целесообразно провести обсуждение положительных моментов праздника и допущенных ошибок.

Таким образом, музыкальный руководитель и воспитатели должны вместе приобщать детей к музыке, выполняя каждый свои роли, как на занятиях, так и на праздниках.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/29/konsultatsiya-dlya-vospitateley-rol-vospitatelya-na

https://www.maam.ru/detskijsad/rol-vospitatelja-na-muzykalnyh-zanjatijah.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-detskogo-sada-rol-vospitatelya-na-muzikalnom-zanyatii-3594042.html

Сайт «Маам.ру»

Сайт «Инфоурок»

396